Сегодня цифровые технологии ворвались в область традиционной фотографии и полностью изменили ее. Буквально недавно фотографы покупали черно-белую фотопленку, заряжали ее в камеру и снимали на радость себе и окружающим. Пленка проявлялась, и в темной лаборатории при красном фонаре с полученных негативов печатались снимки для домашнего альбома. Абсолютно так же поступали и профессионалы, различий в технологии не наблюдалось, процесс оставался неизменным. Работа с цветными материалами была сложна и недоступна для большинства населения. Сейчас возможно все. Цифровые камеры стали стремительно заменять аналоговые устройства (фотоаппараты с пленкой), и сегодня они практически повсеместно являются наиболее доступными и удобными для любителей и профессионалов.
Используя цифровую камеру, или, как говорят, «цифру», мы исключаем из технологической цепочки процесс проявки пленки, чем сильно экономим свое время. Мы можем скачать файлы прямо на компьютер и скорректировать цвет и свет. На тему обработки цифровых изображений написаны просто горы книг и пособий, но даже матерые профессионалы в этой области не знают досконально всех хитростей.
Цифровые однообективные «зеркалки» конкурирующих фирм похожи как близнецы-братья (или сестры)
Цифровые камеры
Условно все современные цифровые фотоаппараты можно поделить на зеркальные и компактные.
- «Зеркальные», их легко распознать по горбатой пентапризме над объективом.
- «Компактные», или, как их еще называют, универсальные камеры.
- «Ультракомпактные», самые миниатюрные «цифровые» камеры.
Цифровые «зеркалки»
Зеркальные камеры предназначены для профессионалов или продвинутых любителей. Дорогие модели имеют прочный влагозащищенный корпус, обилие всевозможных настроек, высокий ресурс и надежность. В «зеркалках» всегда есть возможность смены объективов, что очень важно для профи. Все современные камеры работают на основе электроники и позволяют изменять параметры съемки и контролировать изменения в видоискателе. Источники питания, как правило, — аккумуляторы, но можно поставить и батарейки. Фотоаппараты забиты электроникой, и часто даже профессионалы не применяют всех возможных функций своих камер, а используют лишь те, к которым привыкли. В электронных зеркальных камерах можно менять внутренние пользовательские настройки под себя: под свои руки, под свою съемку, например спортивную или портретную.
Во всех цифровых камерах всегда есть автофокус, причем в дорогостоящих моделях очень быстрый. Скорость съемки до 8-10 кадров в секунду кому-то, может, покажется чрезмерной, если только он не пробовал снимать спортивные состязания.
Рисунок: Профессиональная зеркальная камера Canon EOS1Ds MarkIII одна из лучших в своей категории
Однообъективные «зеркалки»
Такие фотоаппараты с встроенным несменным объективом рассчитаны на любителей, предпочитающих «зеркалки» и хорошую оптику, и профессионалов, которым не нужны многочисленные сменные объективы и различные аксессуары. Однообъективные камеры удобны для тех, кому важна универсальность, при ограниченном спектре фотосюжетов, например: съемка для торговых каталогов, корпоративные собрания, школьные портреты. Еще одно преимущество — на матрицу таких цифровых камер не попадает пыль, как это иногда случается при замене оптики на «зеркалках». Здесь объектив сидит намертво и не меняется.
Рисунок: Однообъективные цифровые камеры почти так же хороши, как и зеркальные камеры и имеют почти такое же оснащение, но, увы, поменять встроенный объектив на другой фотограф уже не сможет
Универсальные камеры («мыльницы» — устаревшее)
Обидное название «прилипло» к дальномерным маленьким камерам давно, произошло это из-за их простоты, невысокого качества снимков и самое главное — обтекаемой формы. За последние годы многое изменилось. Сейчас лучшие модели исключительно хороши, удобны и, можно сказать, универсальны для домашнего применения. Если не использовать их в спортивной съемке, то все остальные возможности поддерживаются на уровне. Камеры насыщены электроникой, и непосвященному любителю достаточно лишь выставлять режимы съемки и нажимать на кнопочку. Отличия в цене имеют значение и сказываются на качестве снимков и удобстве в работе.
Дорогие модели, как правило, — в металлическом корпусе, с качественной оптикой, удобным управлением, большим дисплеем. Во многих камерах присутствует функция стабилизации изображения, незаменимая при съемке объективами с большими фокусными расстояниями. Кроме хорошего разрешения некоторым фотографам важен также диапазон изменения фокусного расстояния и светосила объектива. Немаловажными параметрами при выборе можно считать время задержки затвора, возможность изменения работы вспышки в разных режимах и поворотный дисплей. Зачем нужен поворотный дисплей? Не только для того, чтобы смотреть отснятые фото. Во время съемки в толпе, например, можно поднять камеру над головой и на экране видеть снимаемый сюжет. Правда, во многих камерах теперь появилась функция обнаружения лица в кадре, и даже улыбки: Face Detection и Smile Shuter — возможно, для фотографов, не обременяющих себя поисками сюжетов?
Рисунок: Компактные цифровые камеры — блестящий пример сочетания современных технологий, дизайна и передовых возможностей
Ультракомпактные камеры
Совсем маленькие «мыльницы» - ультракомпакты просто незаменимы в походных условиях или, например, во время катания на горных лыжах. Большой фотоаппарат можно элементарно разбить при падении, а изящные прочные ультра компакты выживут даже после экстремальных встрясок. Требования к таким камерам простые и сложные одновременно: фотоаппарат должен быть как можно меньше, так как предназначен для ношения в кармане рубашки или брюк, с прочным корпусом и без выступающих деталей. Подобные камеры должны быть не слишком тяжелыми и всегда быть готовыми к съемке. Такие ультра компакты иногда могут стоить дороже очень хороших универсальных «мыльниц» из-за своей миниатюрности и качества используемых материалов. В некоторых камерах применяются зумы с солидными фокусными расстояниями и отличная оптика. Есть и недостатки: камеры изящны и отлично смотрятся в женских ручках, но неудобны в управлении большими мужскими руками. Размер матрицы в цифровых ультракомпактах иногда отличается от традиционного, он ближе к квадрату, поэтому при печати на стандартные 10x15 см., приходится срезать верх и низ снимка.
Рисунок: Ультракомпакты — маленькие гиганты, час¬то их цена превышает цену обычных ком¬пактов, но это плата за миниатюрность и качество
Матрица цифровых камер
В цифровых камерах нет пленки, вместо нее изображение передается матрицу. Матрица — это такой светочувствительный датчик, или элемент, который преобразует свет в электрический сигнал, после чего сигнал обрабатывается процессором и записывается на карту памяти, которая вставляется в камеру. Матрица состоит из огромного количества светочувствительных элементов — пикселов. Чем их больше, тем лучше качество полученного изображения, тем больше деталей остаются запечатленными на матрице и затем в полученном файле. Матрицы цифровых камер могут иметь разное количество считывающих пикселов, от 3 до 21 миллиона и больше. Обычно число миллионов пикселов обозначают mp (Mega Pixel), и это одна из самых важных характеристик матрицы. Например, матрица 3 mp меньше и хуже матрицы 6 mp. Затраты на производство матрицы часто составляют до 50 % от общей стоимости фотоаппарата. Матрицы имеют разные размеры, в зеркальных камерах они соответствуют формату кадра 35 -миллиметровой фото пленки, а в некоторых компактных и ультракомпактных камерах могут быть ближе к квадрату.
Вся описанная выше замечательная техника, с ее автофокусами, замерами экспозиции и моторными режимами съемки, значительно упростила работу и любителя, и профессионального: фотографа. Но хочу заметить, она всего лишь инструмент, и подходить к ее выбору надо, как и к выбору пусть и тонкого, сложного, но инструмента, где надежность и ресурс должны сочетаться с качеством и простотой управления. Как говорили еще в давние времена: «Камера не снимает сама, важно, кто держит ее в руках, а снимать можно и консервной банкой». И это на самом деле не совсем уж гипербола: если сбоку у банки с крышкой — например кофейной — пробить дырочку, поместить внутрь в темноте пленку, то действительно, теоретически можно сделать фото. Правда, я пока еще не пробовал, лучше возьму свою цифровую «зеркалку».