Главная >> Наша школа >> Базовые понятия в фотографии

Базовые понятия в фотографии

Опубликовано в разделе Наша школа

Выдержка

Выдержка — это тот интервал времени, на который открывается затвор вашей камеры для получения изображения. Изображение фотоснимка формируется на цифровой матрице фотокамеры. Обычно выдержка бывает очень короткой, и измеряется она в долях секунды, для обозначения которой применяется следующая маркировка: от 2 (доли секунды) – 1/2 с до 2000 (доли секунды) – 1/2000 с

Примечание

Во всех современных цифровых камерах вместо фотопленки используется цифровая матрица, которая технически и формирует само изображение, назначением ее является преобразование световых сигналов в электрические. Можно определенно сказать, что цифровая матрица заменила пленку.

Совет

Из фотографической практики известно, что при выдержке более чем 1/30 с. Не опытный фотограф обычно получает смазанное изображение, которая называется «шевеленка», она вызвана простым дрожанием фотокамеры в неопытных руках. На такой случай установлено общее правило по выставлению выдержки. Чтобы у вас не было «шевеленки», ваша выдержка должна приблизительно соответствовать тому фокусному расстоянию, которое поддерживает ваш объектив, или быть еще короче. К примеру, для оптики в 200 мм выдержка соответственно должна быть не длиннее, чем 1/200 с, то есть для этого необходимо выбирать значения в 200, 250, 500 и еще короче. С широкоугольным объективом в 20 мм можно снимать на выдержке в 1/15 - 1/30 с и еще короче, то есть это должны быть значения в 15, 30, 60, 125 и т. д.

Естественно, что это только совет. И если вы сможете удержать фотокамеру достаточно крепко, и нажмете на кнопку спуска плавно. Тогда скорее всего, вы сможете снять людей объективом в 200 мм и при выдержке в 1/15 с. Правда, фотография все равно может получиться нерезкой, но эта смазанность уже будет вызвана, скорее всего, движением вашего объекта фотосъемки, в данном случае — людей.

Типичная "шевеленка" причиной которой является длинная выдержка при съемке с рук.

Типичная шевеленка

В этом случае, камеру крепко держали в руках и плавно нажимали на спуск.

Нормальный снимок

В переведенных инструкциях к цифровым современным фотокамерам выдержка может обозначаться, как скорость затвора, имейте в виду, что это одно и то же. Выдержка обычно отображается на дисплее или в видоискателе камеры. Само собой, что выдержка в 1/2 с будет дольше, чем в 1/100 с. Выдержка соответственно может принимать и промежуточные значения, таким образом, если на дисплее вы видите цифры 200 или 400, то это означает, что в данный момент стоит выдержка — 1/200 с или 1/400 с.

Экспозиция

Экспозиция — это общее количество света, попадающего на цифровую матрицу фотокамеры или на фотопленку пленочного фотоаппарата за время открытия затвора камеры, то есть за время выставленной выдержки с определенной вами диафрагмой.

Правильная экспозиция — весьма важный в фотографировании технический момент. Она очень сильно действует на качество вашего негатива или файла. При установке съемки в автоматических режимах текущую экспозицию вычисляет сама камера, замеряя освещенность фотографируемого объекта, сопоставляя ее с чувствительностью цифровой матрицы или фотопленки.

При правильно подобранной экспозиции на матрице или негативе получается наилучшее качество изображения, светочувствительный материал адекватно оценит все детали, как в ярко освещенных (светах) так и в темных (тенях) областях. В случае ошибочно установленной экспозиции — передержки или недодержки — эти детали могут быть потеряны безвозвратно. Для пленки критически опасны недодержки, это когда на фотопленку попадает недостаточное количество света. Для цифровой же матрицы, наоборот, критически опасны передержки, это когда избыточное количество света, попадая на цифровую матрицу, оставляет вместо деталей картинки чистые белые пятна.

Передержанный кадр. Кадр с правильно выбранной экспозицией. Кадр недодержанный.

Рисунок 1. Кадр передержанный - потеряна информация о светлых местах (светах).

Рисунок 2. Кадр с правильно выбранной экспозицией - в светах и тенях можно наблюдать детали.

Рисунок 3. Кадр недодержанный - темные области (тени) провалились, в них нет деталей.

Примечание

Передержка — фотографический термин, обозначающий, что на цифровую матрицу или фотопленку попало избыточное количество света, недодержка — соответственно, говорит о том, что на матрицу или пленку попало недостаточное количество света. В обоих случаях изображение будет сформировано неправильно и некачественно.

Даже самые опытные фотографы, когда делают снимки в сложных условиях и замеряют освещенность самыми дорогими экспонометрами, не всегда уверены в хорошем конечном результате. Во избежание ошибок, они очень часто делают дубли с разными значениями выдержки и диафрагмы, в фотографической практике это называется экспозиционной вилкой. В хороших цифровых моделях дорогих фотокамер есть возможность прямо в настройках ввести функцию для автоматических поправок в экспозиции — так называемый брекетинг, то есть фотокамера сама делает дубли с разными установками экспозиции: с передержкой и недодержкой. Таким образом иногда работают профессионалы в условиях сложного светового режима: перелет... недолет... в точку!

Выдержка 1/500, f2.8. Выдержка 1/125, f5.6. Выдержка 1/30, f11.0.

Разные сочетания диафрагмы и выдержки дают разный результат при одной и той же экспозиции.

Рисунок 1. Выдержка 1/500, f2.8, движение остановленно, фон размытый.

Рисунок 2. Выдержка 1/125, f5.6, немного смазались ноги, фон заметно резче.

Рисунок 3. Выдержка 1/30, f11.0, движение совершенно смазано, качели и фон одинаково резкие.

Если в вашей фотокамере присутствует ручной режим (обычно такой режим есть в хороших дорогих цифровых фотокамерах), фотограф имеет возможность выбирать любую пару значений по своему усмотрению: это - выдержка-диафрагма, измеряя освещенность через фотокамеру или существующим для этого специальным прибором — экспонометром.

В ручном режиме фотограф имеет возможность менять пары значений: выдержка-диафрагма, оставляя экспозицию при этом неизменной. К примеру, выставляя данные пары значений, мы не меняем общую экспозицию снимка: 500-2.8, 250-4.0, 125-5.6, 60-8.0, 30-11.0

На самом деле, верный выбор пары значений выдержка-диафрагма — это не только техническое, но и художественное и творческое решение. К примеру, в одинаковых условиях мы можем выставить диафрагму 2.8 а выдержку 500 или диафрагму 11.0 а выдержку 30. В обоих случаях экспозиция, то есть количество света, попадающее на фотопленку, или цифровую матрицу будет одинаковым. Но при этом фотографии получатся совершенно разными.

Экспонометрия

Экспонометрия — это функция измерения яркости или освещенности объектов съемки. От правильно произведенной экспонометрии освещенности зависят экспозиция, а следовательно и качество будущей фотографии, поэтому к замеру необходимо относится со всей ответственностью. Если камера по умолчанию сама определяет тип замера, то это говорит о том, что мы имеем дело с недорогой моделью, которая не сможет позволить вам сделать хорошие снимки в сложных световых условиях, и не обеспечит вам возможность совершенствования своего мастерства. Если же в вашей камере существует возможность выбора области замера экспозиции, то вам крупно повезло, не все фотокамеры способны выполнить такую операцию.

Теперь немного остановимся на существующих вариантах для замера экспозиции.

Разные производители цифровой фототехники по-разному представляют системы замера в фотокамерах, но в целом значение экспозиции выставляется на основе собираемой информации с разных участков кадра, сегментов и зон. В хороших фотокамерах обычно используются три главных метода замера. Так, в нормальных условиях, когда весь объект освещен равномерно и не присутствует каких-то слишком выделяющихся ярких или слишком темных областей, мы используем общий замер по всему полю кадра. Но если вы решили снять портрет, то замером классическим будет служить замер средневзвешенный, то есть когда фотокамера замеряет общую освещенность всего кадра, но информации от центра кадра будет присваиваться наибольший вес. Существует еще и точечный замер, то есть по центральной точке (или по точке фокусировки). Он удобен, тем, что если вы, к примеру, снимаете на соревнованиях по фигурному катанию или в театре, где общий свет приглушен, а объект освещен ярким лучом света, и произведете замер экспозиции по всему полю кадра, то однозначно переэкспонируете, и испортите снимок. При любой сложной освещенности с высокими контрастами вам никак не обойтись без замера точечного.

В зеркальных цифровых фотокамерах замер производится через оптику, и называется такая система замера — TTL (Through The Lens).

Коррекция в экспонометрии

Во многих цифровых фотокамерах имеется возможность экспокоррекции, то есть, когда перед началом фотосъемки вы можете вводить значки + или -, а затем число, показывающее величину степени коррекции, или величину ступени коррекции. Прошу отметить про себя, что это достаточно важная функция, которая позволяет изменить всю экспозицию для конкретного снимка. Величина ступени коррекции всегда кратна 2. К примеру, если вы ставите «+1», то это обозначает, что вы этим действием увеличили свою экспозицию на одну ступень, то есть, в общем, в два раза. Соответственно теперь в два раза большее количество света попадет на вашу матрицу или пленку фотокамеры. В данном случае диафрагма или выдержка поменяется тоже на одну ступень. Значение коррекции «-2» будет означать, что вы уходите таким образом в недодержку на две ступени (то есть ваша экспозиция уменьшится в 2 и еще в 2 раза, в общем – в 4 раза).

Данная коррекция экспозиции применяется практически повсеместно. Поскольку все экспонометры в камерах всегда настроены только на средние значения серого тона, то все, что белее или чернее серого, всегда будет требовать коррекции.

К примеру, для съемки девушек в солнечную погоду на искристом белом снегу, необходимо прибавить экспозицию на «+1» или «+2». Снимая, к примеру, чернокожих рядом с черными лимузинами, одетыми в черные костюмы, имейте ввиду, что экспокоррекцию нужно выставить на «-1» или «-2». Поступив иначе, вы обязательно получите передержку или недодержку, так как встроенный экспонометр в вашей камере в обоих случаях будет думать, что перед вами серые люди в обычных серых костюмах на сером фоне.

Естественно, можно и не вводить никакую коррекцию, а просто закрыть или открыть диафрагму, но если вы работаете в одном из автоматических режимов, то вам будет намного проще задать эту работу специально для этого предназначенному автомату.

Съемка в контровом свете

При производстве съемки в контровом свете тоже иногда производится коррекция. В этом случае ставили коррекцию +2, для того чтобы проработать лицо ребенка, а деталями в светах пренебрегли

Совет

Фотографируя невесту, наряженную во все белое, прибавьте 1 - 1,5 ступени, иначе платье у нее получится серым, а не белоснежным. Кожа у европейца в среднем в 2 раза светлее, чем серый тон, следовательно, если вы делаете кадр, который полностью включает в себя лишь лицо человека, то тоже необходимо прибавить «+1» ступень. Огромное количество человеческих лиц, особенно лица стариков, все покрыты морщинками, в них, несомненно, тоже имеется свое очарование, но в данном случае лучше внести небольшую корректировку, к примеру «+0,3» ступени. Женщины и девушки не любят морщины, поэтому можете смело прибавлять «+1,5+2» ступени, пусть их лицо будет выглядеть немного светлее, чем обычно, даже пусть оно будет немного пересвеченно, но при этом мелкие морщинки должны будут исчезнуть. При этом обратите свое внимание! Все вышесказанное относится только к фотопленке. Если вы делаете снимки на цифровую фотокамеру, то правила коррекции будут несколько иными. Будьте внимательны, и осторожны к коррекции в плюс на цифровых фотокамерах, «цифра» не любит избытка количества света, можно потерять при этом все детали в светах, для цифровой камеры лучше иметь недоэкспонированный кадр, чем передержанный. В случае недодержек кадр всегда можно выправить в любом графическом редакторе, а вот с передержками этого сделать будет уже невозможно.

Автоматические режимы цифровых фотокамер

Практически во всех современных цифровых фотокамерах предусмотрены автоматические режимы настройки экспозиции, где пара значений выдержка-диафрагма устанавливается фотокамерой по умолчанию. При этом, меняя одно из значений, автоматически будет меняться и второе значение, сохраняя, однако правильную экспозицию.

*Режим А (aperture priority) — «приоритет диафрагмы», автоматический режим, при котором фотограф задает диафрагму, а выдержка соответственно меняется в зависимости от освещенности объекта съемки. Наверное, это сегодня один из самых распространенных режимов.

Совет

При портретной съемке необходима открытая диафрагма, такая как 2.8 или 4.0. И наоборот, при съемке интерьеров или пейзажей, желательно закрыть отверстие до 8 или 11, чтобы получить в таком случае наилучшую резкость.

*Режим S (shutter priority) — «приоритет выдержки», автоматический режим, при котором фотограф задает выдержку, а диафрагма соответственно меняется автоматически. Применяется такая настройка обычно в спортивных съемках, удобна при работе с автоматической вспышкой.

Совет

Если вы снимаете движение или спортивные игры, то особо важным при этом является определенная короткая выдержка. Для различных видов спорта оптимальная выдержка тоже будет разной. Если вы ошибетесь с правильным выбором выдержки, то изображение может оказаться смазанным, из-за перемещения объекта съемки.

*Режим Р (program) — камера сама при этом установит пару значений выдержка-диафрагма, в хороших дорогих фотокамерах фотограф сам имеет возможность менять пары значений, контролируя в видоискателе эти изменения.

*Режим М (manual) — ручной режим, в этом режиме абсолютно все настройки зависят от фотографа, соответственно можно самому выбирать любую диафрагму и выдержку, камера же только напомнит о правильной экспозиции или сообщит, насколько установленная экспозиция отличается от необходимой. В видоискателе фотокамеры вы сможете увидеть всю необходимую информацию. Этот режим позволит решать вам любые творческие задачи.

Совет

Несмотря на то, что современные цифровые фотокамеры просто напичканы автоматикой, многие профессиональные фотографы стараются использовать только ручной режим настройки экспозиции. Он может позволить им выбрать, в какую область — недодержек или передержек ему уходить, какой объект съемки главный по замыслу, к примеру, чернокожий человек на фоне хижины, освещенной солнцем или белый конь на фоне темной деревенской избы. В условиях же съемки репортажа, где особенно важен сам момент, а при этом происходящее быстро меняется, многие применяют режим А, устанавливая необходимую диафрагму и отслеживают при этом, чтобы выдержка была достаточно короткой для отображаемого события.